Вход для клиентов
Вход для клиентов
Регистрация
Нас рекомендуют
А.А. Третьяков
АО "Тройка-Д Банк"
Сидоров Т.В.
ген. директор ООО "ДСС Медиа Групп"
С.И. Воробьёв
АО "ВОКБАНК"
Талаш А.А.
Генеральный директор группы компаний РосКо, к.э.н.
Егоров Виталий
директор ООО "ПАЛИТ-РА" it-palitra.ru
Ахметов И.Р.
директор akhmadi-invest.com
Подтыкан Я.А.
директор GM-Lab., проект yavshoke.net
Комарцова Мария
редактор ИА "Бел.Ру"
Бузенкова Мария
директор Domnatamani.ru
Дроздов Вадим
директор importkama.ru
Сергей Вачиков
ООО еКузбассРу
Смирнов Константин, директор
ООО «ФАРМ-ЭКСПРЕСС1»
Занис А.Л.
ген. директор ООО "Веб-Сторс"
Наталия Захаренко
ген. директор ООО "МЦС"
Подробнее
Наши клиенты
Подробнее

Характеристика публичной речи

Определение публичной речи

Понятие публичная речь объединяет в себе особую форму речевой деятельности в условиях непосредственного контакта с аудиторией (устная публичная речь) и письменно оформленный вариант, причём как первоначальный (текст выступления как опора для оратора), так и конечный - (дословная передача выступления в письменной форме/ Rede im Wortklang).

Наряду с термином публичная речь используются термины публицистическая речь и ораторская речь. Так, рассуждая о сущности данного понятия известный учёный-лингвист, доктор филологических наук В.В. Виноградов писал:

Ораторская речь особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского действа.

В лингвистическом энциклопедическом словаре под редакцией профессора, члена-корреспондента АН СССР В.Н.Ярцевой дано более полное определение термину устная публичная речь:

У́стная публи́чная речь разновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных выступлениях на общественно значимые темы. Вместе с разговорной речью составляет устную форму литературного языка, которая реализуется в двух разновидностях разговорной и публичной и противопоставляется её письменной форме.

В словаре Merriam-Webster даётся следующее определение публичной речи -

Public speaking - 1. The act or process of making speeches in public

2. The art of effective oral communication with an audience

Данная словарная статья указывает и на то, что публичная речь это не только выступление перед публикой с каким-либо сообщением, но и эффективная коммуникация.

Gabler Wirtschaftslexicon определяет публичную речь, описывая типичную для её реализации языковую ситуацию, а также указывает на особенности письменной формы публичной речи с точки зрения права:

Öffentliche Reden - Reden ber Tagesfragen, die bei öffentlichen Versammlungen oder im Rundfunk gehalten worden sind. An ihnen ist das Verwertungsrecht des Urhebers eingeschränkt: Öffentliche Reden drfen ohne Zustimmung des Urhebers in Zeitungen, Zeitschriften und anderen Informationsblättern, die im Wesentlichen den Tagesinteressen Rechnung tragen, vervielfältigt und verbreitet werden, ebenso öffentlich wiedergegeben werden.

Таким образом, при описании публичной речи как языкового явления, принято отмечать её литературность, близость к форме монолога и приуроченность к определённой языковой ситуации - доклад, лекция, сообщение, выступление в дискуссии - которая предполагает наличие аудитории слушателей.

Несмотря на ситуацию живого общения, контакта выступающего с публикой, публичная речь сильно отличается от разговорной речи по целому ряду критериев:

- Соответствие нормам языка. На каждом языковом уровне - от фонетического до синтаксического - публичная речь должна отвечать языковым нормам. Не допускается невнятное произношение; стилистически сниженная лексика и неполные предложения нежелательны (за исключением их намеренного использования для привлечения внимания и воздействия на аудиторию).

- Тематика. Несмотря на многообразие и огромное количество публичных речей, их темы сводятся к общественно-значимым событиям и явлениям, вопросам политики, экономики, истории и т.д. Разговорная речь может охватывать любые темы, в том числе актуальные и важные только для узкого круга коммуникантов.

- Языковая ситуация. Сам термин публичная речь предполагает наличие определённой публики, официальную обстановку на конференциях, заседаниях общественных и политических организаций, встречах на высшем уровне и т.д. Разговорная речь находит свою реализацию в каждодневном общении носителей языка.

- Спонтанность/подготовленность. Когда называют термин публичная речь, то прежде всего говорят о её устном варианте. Но не секрет, что ораторы готовятся к своему выступлению, заранее продумывают тезисы и содержание своей речи. Особенно это характерно для речей политиков, ведь каждое сказанное слово может отразиться не только на личной политической карьере оратора, но и на судьбе политического движения, партии и даже государства. Постоянная необходимость в новых текстах для выступлений дала начало профессии спичрайтера. Всё это указывает на то, что даже в ситуации живого общения с аудиторией оратор привязан к тексту выступления и большей частью воспроизводит написанное. Конечно, оратор волен делать отступления, отвечать на реакцию аудитории, что привносит в публичную речь элемент спонтанности.

Разговорная речь, напротив, крайне редко бывает заранее спланирована либо подготовлена. В ходе общения коммуниканты спонтанно реагируют на услышанное, рассуждают о предмете разговора и выражают своё мнение.

Таким образом, можно утверждать, что публичная речь - это подготовленный чётко структурированный речевой акт, чаще монолог на общественно-значимую тему, отвечающий нормам литературного языка и реализуемый в условиях контакта с аудиторией.

Структура публичной речи

Исторические каноны построения ораторской (публичной) речи

Несмотря на разнообразие речевых ситуаций и возможность использования нестандартных композиционных решений для привлечения внимания публики, жанр публичной речи сохраняет традиции ораторского искусства, основы которых были заложены ещё Древней Греции. Первыми, кто разработал структуру публичного выступления стали риторики-софисты. Согласно их учению, речь должна состоять из трёх главных частей:

- Вступление (введение), которое служит для привлечения внимания зрителей, пробуждения в них сочувствия;

- Изложение (основная часть), включающее в себя аргументацию, доказательство. По канонам риторики изложение должно быть кратким и правдоподобным;

- Заключение, призванное затронуть эмоции слушателей, вызвать соучастие. Заключительная часть выступления должна содержать резюме основных положений сказанного и в то же время отсылку к общим ценностям (государство, свобода, законы и т.д.) для воздействия на эмоциональную сторону публики.

С влиянием различных исторических эпох публичная речь приобретала новые черты, изменялся стиль изложения, формировались свои школы риторики в каждом государстве. Но, несмотря на новые веяния, политические изменения, различия в стиле каждого из ораторов, публичная речь сохранила общие принципы своего построения.

Так, Н.Ф. Кошанский (1784/1785 1831) в своём учебнике Общая риторика так же разделяет публичное выступление на три части, подробно указывая, что должно содержаться в каждой из них:

- Для вступления:

1.Начинайте с обращения к предмету;

2. Начинайте со времени (день, год...);

3. Начинайте с места;

4. Начинайте со случайности, не относящейся к делу, а потом незаметно переходят на главный предмет.

В дополнение к вышеперечисленным пунктам следовало примечание: Все сии правила требуют собственных соображений: какой предмет чем начать лучше и приличнее... Тут очень полезно для начинающего собственное размышление и решимость следовать собственному чувству

- Для основной части:

1. Располагайте смысловые части по мере увеличения к ним интереса;

2. Не смешивайте частей, и каждую мысль или картину, которая сама собой отделяется от другой, отделяйте новым предложением или новою строкою (в устной речи паузой);

3. Не повторяйте одного и того же, хотя и другими словами;

4. Не входите слишком в подробности: они помрачают ясность.

- Для заключения:

1. Обращайтесь к предмету, прибавляя собственные чувствования, прекрасные желания;

2. Если описание напоминало о близком подобии или противном, то оканчивайте уподобляемым, или главным противного предметом, или близким применением;

3. Оканчивайте речь нравственною занимательною мыслью, или высокою и разительной истиной.
Кошанский Общая риторика

Проанализировав предложенные советы по построению публичной речи, можно утверждать, что они актуальны и по сей день.

Построение современной публичной речи

Известная в США журналистка, автор книг о политике, имеющая огромный опыт в написании речей для политиков Маргарет Эллен Нунан (Пегги Нунан) называет публичную речь великой константой политической жизни, указывая на её значение в жизни государства и каждого гражданина в отдельности. По её мнению, публичные речи политиков не только обозначают важнейшие события, но и придают форму происходящему.

Peggy Noonan, What I Saw at the Revolution. Random House, 1990

Рассуждая о построении публичной речи, изменении её формы, стиля и содержательных элементов, Стивен Лукас говорит о переходе от ораторской речи к речи публичной: Язык [речей] стал более похож на разговорный, манера речевой подачи стала живойсовременные слушатели предпочитают простое, спокойное обращение напрямую, в естественной честной манере, без ораторских уловок. Stephen E. Lucas, Public Speaking. Encyclopedia of Rhetoric, ed. by Thomas O. Sloane. Oxford University pss, 2001

Исходя из данной точки зрения, можно рассмотреть структуру публичной речи не только как композицию выступления, но, как и одно из решений главной задачи публичного выступления - воздействия на публику.

Итак, взяв за основу традиционную трехчастную композицию публичной речи, можно рассмотреть несколько вариантов той или иной её части, которые направлены на достижение цели оратора.

Например, А.А. Волков предлагает следующие варианты для части Вступление:

1. Позитивное. В данном виде вступления оратор сразу обозначает главную концепцию выступления в понятном, но весьма декларативном виде;

2. Негативное. Оратор начинает с категорического опровержения какой-либо мысли или идеи;

3. Аналитическое. В отличие от первых двух, не навязывает аудитории, какую-либо конкретную позицию, а привлекает слушателей вместе проанализировать определённые факты или обдумать происходящие события. Но, несмотря на видимую отстранённость от той или иной точки зрения, материал подобран так, чтобы сформировать у аудитории нужное выступающему мнение;

4. Парадоксальное. Призвано озадачить аудиторию. Заставляет отказаться от стереотипов, стандартного пути мышления и готовит к восприятию нового и необычного. Такому вступлению, как и негативному, присуща категоричность, с помощью него строится интрига, которая позволяет держать внимание слушателей до конца выступления;

5. Эмоциональное. Обычно лишено чёткой формы, может затрагивать тезисы основной части. Походит на позитивное, но не содержит призыва и чётко выраженной позиции оратора.

Основная часть публичной речи, или доказательство может быть представлена в следующих вариантах:

1. Логическое доказательство - основывается на рациональном мышлении;

2. Информационное доказательство - привлекает справочные материалы (статистические данные, исследования, факты);

3. Эмоциональное доказательство - аргументы и тезисы преподносятся оратором несколько преувеличенно, декларативно, что в свою очередь требует большой самоотдачи и даже актёрского мастерства;

4. Отсылочное доказательство - упоминание заранее заготовленных тезисов, использование ссылок на авторитетных личностей и организаций.

Наконец, заключение играет немаловажную роль для успеха всего выступления. Вместе с вступлением оно формирует единую идею, стиль и общую концепцию той или иной публичной речи. Чёткое, лаконичное и запоминающееся заключение может скрыть даже недостаток аргументации. В подготовке соответствующего заключения для выступления необходимо выдержать стиль, заданный вступлением, и подчеркнуть самые значимые элементы аргументации. При выборе любого типа заключения важно оформить его так, чтобы оно выполняло свою главную функцию - резюмировало всё сказанное и оказывало воздействие на эмоции слушателей. Поэтому, завершая своё выступление оратор обычно

- подводит итог выступлению, поясняя его главную суть и цель;

- кратко повторяет ключевые мысли своей речи;

- может призвать публику последовать его примеру либо принять участие в реализации его идеи;

- воздействует на публику с целью вызвать определённые эмоции (использует афоризм, игру слов или шутку) и ещё раз излагает главную идею выступления.

Таким образом, правильная и соответствующая цели оратора структура публичной речи не только логично выстраивает выступление, но и позволяет произвести на слушателей необходимое впечатление, воздействовать на эмоции и склонить к определённой точке зрения.

Жанрово-стилистические особенности публичной речи

Прежде чем рассматривать жанрово-стилистические особенности публичной речи, необходимо отметить, что публичная речь является комплексным стилевым явлением и занимает особое место в системе функциональных стилей языка. М.П.Брандес относит публичную речь и как её разновидность политическую речь к ораторскому подстилю публицистического функционального стиля, отмечая, что каждый речевой жанр ораторского подстиля имеет свои специфические композиционные и языковые особенности.

Н.С. Сычевская, в своём анализе особенностей публичной речи руководствуется теорией речевых жанров и отмечает многогранность и многосоставность данного явления:

Публичная речь включает в себя элементы массовой коммуникации (в силу своего социального назначения и объёма аудитории), официально-делового стиля (определённые правила и процедуры), художественного стиля (использование выразительных средств и стилистических приёмов), публицистического стиля (функция эмоционально-психологического воздействия).

К особенностям и характерным чертам публичной речи как вида текста следует отнести:

- нормативную оформленность

- тематичность и подготовленность

- однонаправленность речевого акта

- динамичность

- модальная оценочность

- полемичность

- прагматизм (убеждающее воздействие на слушателей)

Одной из главных задач публичной речи остаётся воздействие на получателя, что указывает на её общность с публицистическим функциональным стилем.

Обычно жанр публичной речи находит свою реализацию в официальной обстановке (выступление на заседаниях, саммитах, митингах; речь в государственных органах и международных организациях), что предполагает наличие элементов официально-делового стиля.

Разнообразие тематик, а также упор на важнейшие события, может предполагать упоминания о различных областях знаний, достижений в науке и технике, что, в свою очередь, приводит к употреблению терминов, характерных для текстов научного функционально стиля.

Ситуация публичного выступления соединяет в себе две противоположности - воспроизведение письменного текста с одной стороны, и в то же время, возможность для живого общения, отступлений от текста, ответ на реакцию аудитории - с другой. Для того, чтобы текст не казался громоздким и сложным для восприятия, оратор пользуется элементами разговорной речи, что помогает обеспечить простоту и доступность речи, создать доверительную атмосферу между оратором и слушателями. Кроме того возможная спонтанность речи предполагает использование разговорных формул, характерных для ситуации непринуждённого общения.

Для обеспечения наибольшей выразительности речи, для достижения определённого воздействия на слушателя, в публичной речи зачастую используются средства художественной выразительности, характерные для текстов художественного стиля.

Рассматривая публичную речь как сложное соединение, в рамках которого взаимодействуют различные функциональные стили, современные лингвисты отмечают, что сохраняя традиции классической ораторской речи, публичная речь испытывает влияние средств массовой коммуникации. Публичная речь должна быть актуальна не только своим содержанием, но и набором использованных языковых средств. Политическая речь в особенности должна отвечать данному критерию, так как она связана с вопросами экономической, политической, культурной жизни, международных отношений и призвана способствовать формированию определённого восприятия событий, убеждений слушателей.

Принимая во внимание тот факт, что жанр публичная речь многообразен и может найти своё выражение в разных по своему стилистическому и языковому наполнению вариантах, следует отметить, что при предпереводческом анализе текста, необходимо руководствоваться не только общими критериями для определённого вида текста и наиболее яркими жанрово-стилистическими особенностями, но и законами каждого отдельно взятого текста, особенностями речевой ситуации, функциональной направленностью и интенцией говорящего.

Оратор как уникальная языковая личность

Рассматривая общие характеристики и особенности публичной речи как жанра, необходимо помнить о том, что по своей природе она напрямую связана с оратором, с тем человеком, кто её, продумывает, составляет и произносит. Поэтому не только законы построения и выбранные языковые средства, соответствующие стилю, целям и задачам выступающего, но и стиль оратора, его языковой портрет важен при анализе, как отдельных речей, так и всего жанра в целом.

Оратор - человек думающий, говорящий, неоднократно выступающий перед публикой, обладающий чёткой позицией по отношению к происходящим событиям, определённым фактам и явлениям. Задав тон своим первым выступлением, он может придерживаться первоначально выбранного курса, а может, по своим личным соображениям, намеренно отойти от него и выбрать другое направление. Независимо от стратегии оратора, с каждым последующим выступлением в глазах публики (благодаря выбранным языковым средствам, манере подачи речи) формируется стиль, закрепляются те элементы, по которым начинают узнавать оратора. Формируется речевой портрет, оратор становится языковой личностью.

Так как термин речевой портрет (речевая характеристика) определяется как намеренный подбор особых слов и выражений и чаще используется в характеристике литературных персонажей, в процессе исследования индивидуального стиля оратора всё чаще употребляется термин языковая личность, охватывающий не только чисто лингвистические, но и прагматические аспекты.

Ю.Н. Караулов понимает языковую личность как язык в человеке, совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые, по его мнению, различаются по структурно-языковой сложности, глубине и точности отражения действительности и целевой направленности. То есть это не просто набор языковых средств, которым оперирует носитель данного языка, а выбор тех или иных лексических и грамматических средств, обусловленный функционированием языка в той или иной среде, а также идеей (когнитивный уровень) и целью (прагматический уровень) говорящего.

Если проследить за выступлениями отдельно взятого оратора, например, политика, то можно отметить, что сначала оратор намеренно или же спонтанно работает над созданием своего стиля, а потом уже сформировавшиеся особенности языковой личности влияют на речевое поведение в будущем.

Так, немецкое издание Spiegel провело исследование выступлений Ангелы Меркель. Изучив тексты 300 речей, размёщенных на официальном сайте канцлера, а также более тысячи видео, на которых запечатлены выступления в правительстве, политических организациях и обращения к гражданам Германии, эксперты пришли к выводу, что как оратор с большим стажем, Ангела Меркель не может избежать повторений. Неизменная тематика её выступлений и индивидуальная манера подачи создают впечатление, что даже новые тексты речей как будто повторяются. В доказательство этому в своей мультимедиа статье Bauen Sie sich Ihre Merkel-Rede на информационном портале Spiegel-Online журналисты предложили каждому читателю составить свою речь в стиле Меркель с помощью нескольких вариантов введения, аргументации по темам и заключения, взятых из реальных речей канцлера.

Но Ангела Меркель - это не исключение из правил, а скорее лишь один из примеров, показывающих, что стиль оратора может быть очевиден не только лингвистам, но и обычным зрителям. Современные лингвисты изучают языковые личности многих деятелей общественной и политической жизни. Эти исследования ведутся учёными, работающими в области современной политической лингвистики (А.П. Чудинов, Э. В. Будаев, М. Б. Ворошилова, Е. В. Дзюба и др.).

Но стоит заметить, что данные вопросы интересны не только с сугубо научной точки зрения. Переводчику, как участнику межкультурной коммуникации, выполняющему главную функцию - передачу исходного сообщения, будет полезно ознакомиться со стилем оратора на примере нескольких его выступлений, что в свою очередь позволит более ярко передать стилевые особенности текста и сохранить уникальные, присущие конкретному оратору черты.

Выводы

Для обозначения понятия публичная речь употребляются несколько терминов: ораторская речь, публицистическая речь и др. Публичная речь является неотъемлемой частью политической жизни, благодаря которой ораторы могут воздействовать на аудиторию и формировать мнение у слушателей. В современном глобализованном мире к публичным речам политиков приковано всеобщее внимание, что свидетельствует об актуальности вопросов перевода речей общественно-политической тематики.

1. Публичная речь - жанр устной литературной речи, тематикой которого является освещение актуальных событий общественной, политической, экономической, культурной и других сфер жизни. Жанр публичная речь может быть реализован и в письменном виде, как текст выступления, на который опирается оратор, а также как стенографический вариант выступления оратора.

2. Структура публичной речи сохранила традиции речей ораторов: в начале говорящий произносит вступление, затем переходит к основной части, которая также содержит аргументацию, и завершает свою речь заключением, резюмируя всю сказанную им информацию в лаконичной и запоминающейся форме. Построение публичной речи должно отвечать не только композиционным канонам, но и соответствовать задачам оратора. В зависимости от того, какое впечатление говорящий хочет произвести на публику, он выберет подходящий вариант вступления, основной части и заключения. Построение публичной речи помогает не только логично структурировать сообщение, но и подчеркнуть свой уникальный стиль.

3. Неоднократно выступая перед публикой, оратор вырабатывает свой стиль, по которому его можно узнать среди других выступающих. Уникальный стиль оратора может иметь две стороны - как положительную, так и отрицательную. Например, то, что оратору присущи свои черты и в его выступлениях всегда угадывается его манера аргументировать свою точку зрения, преподносить новую информацию или незаметно воздействовать на зрителя, можно отнести к его достоинствам. Однако, в некоторых случаях, из-за сходности тематик различных выступлений, оратор может повторяться и в каждой его речи могут появляться одни и те же выражения, излюбленные клише. Это хоть и делает его узнаваемым среди других ораторов, свидетельствует о бедном словарном запасе и отсутствии креативности. С точки зрения перевода, уникальный стиль оратора интересен тем, что при переводе нескольких выступлений одного оратора переводчик путём анализа языковых средств может выявить характерные черты, которые при передаче в тексте перевода позволят сделать его ярче и стилистически богаче.

Комментарии
Отправить
Свяжитесь с нами

Чтобы получить консультацию наших экспертов, свяжитесь с нами удобным для вас способом, заполнив форм справа, позвонив по телефону:

(495) 999-02-56

или отправив нам письмо на адрес:

kopiraiting.com@gmail.com

Не забудьте рассказать о вашей компании, цели проекта, имеющихся наработках и оставить свои контактные данные.

Отправить