Вход для клиентов
Вход для клиентов
Регистрация
Нас рекомендуют
А.А. Третьяков
АО "Тройка-Д Банк"
Сидоров Т.В.
ген. директор ООО "ДСС Медиа Групп"
С.И. Воробьёв
АО "ВОКБАНК"
Талаш А.А.
Генеральный директор группы компаний РосКо, к.э.н.
Егоров Виталий
директор ООО "ПАЛИТ-РА" it-palitra.ru
Ахметов И.Р.
директор akhmadi-invest.com
Подтыкан Я.А.
директор GM-Lab., проект yavshoke.net
Комарцова Мария
редактор ИА "Бел.Ру"
Бузенкова Мария
директор Domnatamani.ru
Дроздов Вадим
директор importkama.ru
Сергей Вачиков
ООО еКузбассРу
Смирнов Константин, директор
ООО «ФАРМ-ЭКСПРЕСС1»
Занис А.Л.
ген. директор ООО "Веб-Сторс"
Наталия Захаренко
ген. директор ООО "МЦС"
Подробнее
Наши клиенты
Подробнее

Как написать лид

Первое, что зацепляет внимание читателя газет, информационных Интернет-ресурсов - это заголовок. Он зацепляет взгляд, заставляет остановиться именно на нём. Но не менее важную функцию выполняет лид.

Лид - это первый абзац текста. Он обычно выделяется в статье жирным шрифтом, редко курсивом, и состоит из не более трех-четырех предложений. Лид содержит себе основную информацию, о которой более подробно будет говориться в статье.

Лид должен завлечь внимание читателя. Одно дело - зацепить, остановить, другое - завлечь, заставить продолжить читать текст. Это сложно сделать в новостных статьях - читателю редко нужны подробности; он быстро пробегает глазами по основной информации и отставляет в сторону.

Актуальность работы в том, что не каждому журналисту удаётся с ходу написать лид и выделить в нём всю суть своей статьи. С этим особенно сталкиваются студенты и начинающие журналисты, что часто отталкивает от них потенциальных читателей

Основная цель статьи - понять, что такое лид и что следует сделать, прежде чем начать работу над ним.

Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:

- Изучить научно-популярную литературу;

- Выявить виды лида;

- Косвенно коснуться разницы между заголовком и лидом;

- Выявить задачи и функции лида;

- Понять, как можно написать лид;

- Проанализировать лиды разных статей разных периодических изданий;

- Сделать выводы.

Знания, полученные в ходе работы и в её результате, можно применить в повседневной практике, анализируя различные журналистские тексты и определяя свой стиль написания.

Виды лида[1]

Лиды многообразны, и каждый из них имеет свою особенность. Но при всём этом, прежде всего выделяют два вида: прямые и затяжные.

Прямой лид прост в своём написании. Он содержит основную информацию, и даже если читатель не прочитает статью - он всё равно будет информирован о событии, прочитав первый заголовок. Прямой лид чаще всего используют в новостных заметках, а в ежедневных газетах они преобладают.

Затяжные лиды помогают читателям настроиться на атмосферу статьи, на том событии, о котором будет рассказываться. Они чаще используются в еженедельных журналах и газетах. Им, в отличии от ежедневных, не надо акцентироваться на вчера, сегодня, завтра. Еженедельникам важна актуальность события, его значения для общества и читателя в частности, его побочных аспектах, которые могут повлиять на то, что есть. Затяжные лиды позволяют вспомнить или пережить событие.

Эти два лида, в свою очередь, подразделяются. Обобщающий, модифицированный, обёрточный и расколотый - это всё подвиды прямого лида.

Шесть основных вопросов, на которые отвечает новостная статья: кто? что? где? когда? почему? каким образом? Обобщающий лид содержит ответы на все эти вопросы. Он хорош в своей возможности сразу проинформировать читателя, но перегружен своей информативностью, когда в несколько предложений пытаются вместить всю основную информацию, что отталкивает читателя от продолжения читать статью. К тому же, с развитием телевидения и радио, читатель уже может знать все основные аспекты, и ему может показаться, что статья не содержит никакой другой информации, которую он не знает. Обобщающий лид стоит использовать в эксклюзивных новостях, которую читатель ещё не знает.

В другом случае лучше всего использовать модифицированный лид. Он сосредотачивает своё внимание и внимание читателей на главных аспектах, редко превышающие двух-трёх вопросов. В большинстве своём, фигурирует вопрос Что?, чтобы читатель понял, о чём идёт речь. Этот вопрос больше всего уместен в криминальных хрониках или информировании о каком-то произошедшем событии. В интервью и любых других статьях о знаменитых людях главным вопросом встаёт Кто?. Местной прессе разумно начинать с ответа на вопрос Где?, особенно если речь идёт об авариях в районе города. Хотя, если речь идёт о тех же авариях, читателю интересны и подробности, которые обозначают вопросом Почему? и Каким образом?. Но модифицированный лид не перегружен информацией, и читатель может заинтересоваться подробностями, изложенной в основной части. Этот подвид также используют тогда, когда статья сложна и непонятна непосвящённому читателю, и такой лид помогает ввести его в информационную среду.

Есть статьи, которых говорят о нескольких событиях сразу. С такими многопредметными статьями лучше использовать оберточный или расколотый лид.

Оберточные лиды охватывают все те несколько событий, о которых будет говориться в статье, а ниже пойдут уже подробности. Но читатель может потерять суть, связку между этими событиями. Этот лид не обязан отвечать на все вопросы, но, несмотря на это, существует риск, что читатель запутается.

Расколотый лид традиционно применяют в материалах о переговорах глав государства и заседаниях парламента, когда рассматриваются несколько вопросов. Этот подвид прямого лида охватывает только одно событие из описываемых нескольких, а последующие идут друг за другом со своими собственными лидами. Они начинаются обычно со слов: тогда же, в тот же день - и их можно сжать до одного предложения, в котором будет излагаться главная суть.

Есть сценические, анекдотические, повествовательные и ситуативные лиды. Это подвиды затяжного лида.

Сценический лид помещает читателя на место события, в центр происходящего, давая возможность почувствовать атмосферу. Он описывает какую-либо важную, яркую деталь, сцену, само событие. Если такой лид статичный, повествователь показывает читателю начало события, может добавить описание лиц, участвовавших в нём, которые что-то делают и сталкиваются с какими-то трудностями. Это похоже на начало детективного романа, и читателя это завлекает, ему хочется прочитать продолжение живого текста (то есть, текст хотя бы отдалённо напоминает художественную литературу), появляется некий стимул.

Анекдотический лид - это информация о событии, которое уже завершилось и иллюстрирует тему статьи. Однако к этому подвиду лида стоит относится с крайней осторожностью. Читатель может неправильно понять тему статьи, что может вызвать предшествующее непонимание или отталкивание от неё совсем. Поэтому, если возникает такая возможность, стоит отказаться от этого лида совсем или включить историю в основной текст.

Повествовательный лид обычно используют в очерках, реже - в информационных сообщениях. Он заключает в себе вопрос каким образом?, как это произошло?. В нём может заключаться интрига, которая будет раскрыта только в статье. Но лучше бы, чтобы эта интрига действительно была интересной, иначе никакой ожидаемой реакции от читателя ждать не стоит.

Ситуативный лид неудачен. Он не описывает действие, событие или героев. Это лишь общий план события, сухой и не завлекающий читателя. Его используют редко и лишь тогда, когда другой вид лида написать невозможно.

Есть ещё четыре вида лида, которые не стоит применять при написании статьи. Это тематический, вопросительный, цитатный и эссеистский.

Тематический лид ставит на первое место само произошедшее событие, а не саму его суть, что, в принципе, не всегда интересно. Здесь лучше привести пример: в этом лиде будет говориться не о законе, который приняли при заседании государственной Думы, а то, что это заседание было вообще, а информация о законе затеряется где-то в статье.

Вопросительный лид, как понятно, ставит сам вопрос. Но читателю не интересен этот вопрос, он не хочет самостоятельно искать на него ответ ещё в самом начале, если это не касается чего-то фундаментального. Его интересуют сами ответы. К тому же, в статье с таким лидом на этот вопрос придётся найти ответ и, возможно, пути решения проблемы.

Цитатный лид желателен тогда, когда слова героя звучат интригующе. В любом другом случае журналисту лучше своими словами изложить информацию. К тому же, цитата может быть неправильно подобрана, и читатель может не догадаться о сути изложенного.

Эссеистский лид - это высказывание мнения самого журналиста и его рассуждения, которое может допускаться в начале только в комментарии. Читателю не интересны мнения журналиста, ему нужны факты, а такой вид лида может вызвать отторжение и даже возмущение со стороны читателя, которому покажется это навязыванием того, что не основано, как ему кажется, на фактах. Если статья пишется не в жанре комментария, то лучше отставить такой лид в сторону. Для высказывания своего мнения существует публицистика.

Это неполный список видов лида. Каждый лид индивидуален, и список пополняется. Не стоит останавливаться только на вышеописанных видах.

Задача и функция лида.

Лид - это наша витрина[2]. Что, в своём понимании, верно.

Что в первую очередь интересует проходящего мимо покупателя? Название магазина и витрина - то, что в ней находится. Если отбросить все известные гипермаркеты и супермаркеты, а перейти на маленький магазинчик на какой-нибудь улице на окраине большего города, находящегося среди сотни других магазинчиков, покупатель смотрит на вывеску и витрину. Он не будет заходить внутрь, он не хочет терять своё время, если это окажется не то, что нужно. И если заголовок должен выделяться среди других заголовков, то витрина должна поработить покупателя в буквальном смысле. Она должна заключать в себе всё самое интересное в этом магазинчике, нужное, чтобы покупатель зашёл именно сюда.

Примерно так работает лид. На худой конец, это аннотация к заинтересовавшей читателя книге, которая и раскрывает основную суть художественного текста, и заинтриговывает читателя. С лидом также, только без лишней интриги. Читатель, у которого нет времени на неинтересные, по его мнению, статьи, зацепляется взглядом за обширные заголовки текстов и углубляется в первый выделенный абзац текста. Не то, чтобы интрига не может быть в лиде - она должна быть основана в тексте и не везде уместна. И именно этот абзац должен привлечь внимание к основной части статьи.

Важно не только это, особенно если говорить об информационных текстах. Лид носит в себе основную информацию, суть, мысль, что содержится в последующем тексте. Он не обязан отвечать на все шесть вопросов любой информационной статьи - от этого он станет слишком громоздким и неудобным как для читателя, так и для самого журналиста. Он доносит информацию, даёт возможность понять, прочувствовать атмосферу, пережить произошедшее и вводит в информационную среду.

С лидом решается судьба материала журналиста. Читатель делает свой окончательный вывод - вердикт, стоит ли продолжать тратить своё время на чужую работу, только лишь прочитав его. Если журналист не убедил читателя, что это ему очень интересно, то дальнейшие слова просто бесполезны. Он потерян, даже если композиция текста и язык просто прекрасны в своём изображении.

Таким образом, из всего вышесказанного выделяем три задачи лида: привлечь - настроить - убедить.

Как писать лид?

В последнее время появляется - или уже появилась - тенденция писать лид в загадочной манере - заинтригованный читатель продолжит своё чтение именно на той статье, где есть такой лид. Но этот способ часто оказывается провальным, потому что, если это ещё и новостная статья, читателю нужны факты и более точное представление о тексте. В еженедельных изданиях в таких случаях лучше применять сценический лид.

На долю заголовка и лида - два главных фактора для успешного завлечения читателя - приходится большинство общего смысла изложения, что примерно составляет 70%[3], а всё остальное на основную часть, где уже будут раскрываться подробности.

Перед тем, как написать лид, стоит определить его вид, или, точнее, его способ написания. Хорошая статья начнётся именно от него. Но вместе с этим стоит учитывать и осведомлённость читателя о событии, особенно, если это еженедельная газета или журнал - читателю не нужна перегруженность информации, и это может показаться скучным. Также, стоит определится, что важнее будет в статье: люди или само событие.

В западных странах существуют два понятия лида: тяжёлый - это когда много информации, и замануха, который составлен в форме яркого короткого текста и сразу завлекает читателя, заставляя углубиться в продолжение изучения статьи.

Как писалось ранее, лид состоит из не более трёх-четырёх предложений, даже меньше. Он содержит в себе основную информацию, суть основной части текста. Его функция - ответить на шесть главных вопросов или меньше по мере своей возможности: кто? что? где? когда? почему? каким образом?

Надо суметь составить первый абзац статьи так, чтобы читатель не только понял всю поданную информацию, тем самым войдя в информационную среду, но и продолжил прочтение дальнейшего текста. Стоит определить, насколько тема статьи будет интересна читателю, её актуальность в среде, чтобы правильно подать информацию в лиде.

Чтобы написать интригующий лид, надо быть кратким и конкретно и ясно излагать свою мысль. Стоит использовать сильные глаголы: был, стал, будет - такого рода построенные предложения читателя не заинтригуют. Надо показать важность лида и делать упор на что-то необычное. Стоит избегать отрицательных частиц - некоторые могут их не заметить - и не надо выстраивать нечто громоздкое из множества эпитетов: стоит быть просто подать голые факты.

Не стоит пытаться вписать выражения из разряда: вчера, сегодня, завтра. Это довольно редко бывает нужным, особенно в лиде. Чаще всего используют даты, чтобы читатель не потерялся во времени. Сбивающие с толку точное время или утро-день-вечер-ночь в лиде тоже неуместны. Их лучше написать в основной части, чтобы не акцентировать внимание читателя на времени.

Итак, лид должен завладеть вниманием читателя и правильно задать настрой. Он должен быть ясным и понятным, не стоит его начинать с придаточного предложения: Несмотря на растущее число. Лучше не начинать с цитат или делать это как можно реже: журналисту лучше самому высказать суть, тем более, что есть высокая вероятность подобрать не ту фразу. И не стоит растягивать лид: можно потерять смысл, перегрузить читателя информацией и тем самым отторгнуть его от своей статьи.

Но как правильно написать лид - вопрос довольно сложный. Стиль его написания, несмотря на многообразие видов, индивидуален для каждого журналиста. Шаблонные лиды могут быть нужны только в информационных материалах, что не скажешь о других жанрах, иногда преобладающий куда большим объёмом, где лид должен быть своеобразен.

Анализ лидовых частей из статей еженедельного журнала Русский репортёр №9 2015 года.

Думаю, что стоит начать с самого заголовочного комплекса для плавного перехода к самому анализу.

В основном, журнал использует приём заголовка и подзаголовка. Заголовок зацепляет внимание, но не раскрывает суть и вызывает мгновенно вопросы, требующие ответа. Следом за ним - подзаголовок, как продолжение заголовка. Он приподнимает завесу тайн и отвечает на основной вопрос, что примерно будет в статье и в интересах ли это самого читателя.

Статьи журнала довольно обширны по своему объёму, а сам журнал предоставляет многочисленные темы, актуальные для общества в целом.

Рубрика 7 вопросов представляет собой интервью. Лид сразу начинается с даты: 29 марта и вводит в курс дела, поясняя, кто такой герой, не использую аббревиатуры в длинном названии Новосибирский театр оперы и балета, и что случилось.

Начало лида довольно успешно, тем более, что аббревиатура здесь действительно не нужна. Но следующая фраза начинается с: корреспондент РР поговорил - что не очень хорошо. Думаю, читатели и так понимают, что интервью взял не левый, мимо проходящий человек, а корреспондент именно той редакции, журнал которого они читают. Маленькая опечатка: поговорил ас Борисом - создаёт плохое впечатление. Будто бы журналист не проверял свой текст, если в их редакции нет корректоров, а если и есть, то дела это не меняет. Читатель может подумать о неграмотности писавшего этот текст журналиста и не продолжит читать хотя бы потому, что теперь уверен в ошибках в дальнейшем тексте. Это не делает плюс и самой редакции.

Следующая продолжение фразы погоды не улучшает: что происходит с Тангейзером и - не очень понятен Тангейзер. То, что это спектакль, стало ясно только в ответе на первый вопрос, и то не полностью - а почему так случилось? Не то, чтобы это не известно, просто некоторые читатели могут не знать, что такое Тангейзер, если это спектакль - а о чём он, что такая ситуация сложилась. И не надо нагромождать - просто написать, что это спектакль. Одно слово - и всё. А что делают два директора разных театров - придумать можно что угодно.

Модифицированный лид состоит в этой статье из двух предложений, отвечает на три вопроса: Когда?, Кто? и Что?. Немного некорректен и не слишком завлекает читателя, не вошедшего в информационную среду. Уместен только для тех, кто понимает, о чём речь.

Лид в следующей статье Жизнь или инструкция более корректен, хотя и громоздок. Он начинается с непонятных во временном потоке выражения на прошлой неделе, не уточняя точной даты. Читателю будет довольно интересно, особенно если учитывать дальнейшее продолжение фразы. Это может заставить читателя искать информацию о точной дате, тем самым на время или совсем забыв о статье. Ещё один минус - это объём лида (шесть предложений), но это покрывается двумя плюсами - нить ситуации не теряется, а читатель может быть заинтригован последней фразой лида.

Понять, к какому виду лида отнести изучаемый в данный момент довольно сложно. Первые пять предложений больше похожи на вводный текст, суть которой раскрывается чуть ли не в самом начале репортажа. Тема, которая пойдёт в тексте, раскрыта в самом последнем предложении. Хоть и по-своему, данный лид отвечает на все шесть вопросов, и его можно отнести в обобщающий лид, хотя новостной сухостью и точной датой он не обладает.

Следующая статья, посвященная восстанию в Йемене, Страна-загадка имеет пока самый образцовый лид в соответствии с текстом. Нагромождать датой лид здесь не нужно. Всё началось с плавного введения в ситуацию. Здесь есть кто?, что?, где? и почти определённое когда?. В конце лида поставлены вопросы: каким образом? и почему?. Ответ на поставленный вопрос в тексте присутствует, он раскрыт, а тема достаточно актуальна для постановки вопроса. Всё это спокойно уложилось в четыре предложения вопросительного лида, раскрывает суть, поставленную проблему и логичен по своей конструкции.

Следующая статья: Ни шагу назад - про украинских беженцев на Камчатке обладает просто огромным лидом, больше похожее на какое-то введение.

С самого начала становится ясно, что перед нами будет репортаж. Язык понятен и прост, снабжен различными стилистическими оборотами и приводятся цитаты. Суть раскрывает больше заголовок, чем лид. Лид вводит в окружающую среду, косвенной касается сути и чем-то всё больше похож на художественный текст.

Тем не менее, взгляд читателя зацепляет. Любителю художественных текстов понравится стиль написания, и есть большая вероятность оставить читателя именно на этой статье. Свою задачу лид выполнил по максимуму. Но в так таковую информационную среду не вводит, и тема всё же раскрывается в заголовке. Возможно, так и задумал автор: заголовок раскрывает, лид вводит. Но восемь предложений с преобладающим описанием местности в первом действительно больше похож на начало основного текста.

Следовательно, сценический лид получился пятьдесят на пятьдесят. Какую-то часть задач и функций он выполняет, какую-то нет, и не по всем критериям лида проходит.

Репортаж Аргентина для русских начался с сравнения Аргентины с плавильным котлом, что уже может заинтересовать читателя: почему подобрано именно такое сравнение. Следом что-то вроде объяснения этого выражения и описания ситуации одновременно. Иначе говоря, лид составлен довольно-таки правильно: он и объясняет, что будет идти в основной части статьи, и вовлекает читателя в информационную среду, и заставляет остановить взгляд именно на этом репортаже.

Лид похож на сценический подвид: он описывает сцену, то есть то, что происходит и о чём будет говориться в статье. Его хорошо укомплектовали в четыре предложения, он не громоздок и не навязчив, не перегружен нужной-ненужной информацией и вполне совмещает в себе все задачи и функции лида.

Лид следующего репортажа Стрелков и другие фигуры, кажется, совместил в себе несколько видов лида.

Он начинается с цитаты экс-министра обороны Донецка Игоря Стрелкова, хотя после этой цитаты фраза сказал про себя офицер (он же тот самый Стрелков) немного пугает, будто бы написавший статью журналист обладает даром читать чужие мысли. Цитата, возможно, подобрана и удачно, но стоило закончить предложение немного по-другому, даже если она взята из текста. Следом идёт объяснение ситуации, подчёркивается, хоть и не прямо, актуальность проблемы, которая будет чувствоваться в репортаже, но следующий следом вопрос ставит другую тему, основную, которая будет описываться в статье.

Видно, что в лиде сплетаются две проблемы. Но суть от этого никуда не уходит, всё построено вполне логично и никаких подозрений или отторжений не вызывает. Лид совместил в себе и цитатный подвид, и вопросительный, и, возможно, ситуативный (или сценический). Всё это уложилось в шесть больших предложений, которые, при первом просмотре, можно принять за основной текст. Тем не менее, лид вполне сойдёт для столь большой статьи.

Следующий репортаж затрагивает довольно интересную тему, о которой, возможно, общество даже не догадывалось: Когда умрёт электроника. Лид начинается сразу с постановки проблемы, которая будет затронута в тексте. В связи с такой темой, о которой многие даже не задумывались, это уже должно привлечь внимание читателя. С первого предложения он уже в информационной среде, в нём зарождается любопытство. Следом объяснение проблемы, довольно понятное даже человеку школьного возраста. А следом показана сама суть проблемы и как её пытаются решить. То есть, весь лид довольно хорошо совмещает в себе одну проблему и её развилки.

При всём этом, ситуативный лид, хорошо составленный и подходящий для темы статьи, не перегружен информацией. Он состоит из четырёх предложений, логически связанные друг с другом и носящие свои развилки основной проблемы.

Следующий лид, который будет рассматриваться, находится в комментарии. Он также, как и предыдущий, сразу вводит в информационную среду. Глаз человека, интересующийся поставленной теме, сразу зацепится за этот комментарий не столько благодаря заголовку, сколько самому лиду, на который пришлась вся основная задача. Составлен грамотно, по делу. Он больше похож на модифицированный подвид лида, чем на какой-либо другой. Написан научно-популярным языком, так что разобрать, что к чему, труда у читателя не составляет.

Лид следующего репортажа Череповец Forever тоже не стал долго затягивать, а сразу ввёл в информационную среду, объясняя суть нижеследующей статьи. Здесь нет ничего лишнего, даже вставленная в последнее предложение цитата. Он похож на сценический лид: описал, кто снимался в фильме, кто занимался монтировкой и прочим, что нужно для фильма, и передал последним предложением атмосферу. Мимо такого лида пройти невозможно, всё это должно заинтересовать читателя вопросом, который хоть и не написан, но чувствовался на протяжении всего лида: А как так получилось?. И всё это спокойно уместилось на шесть предложений, не навязываясь, но зацепляя глаз читателя.

В следующем репортаже Селфи с олимпийским чемпионом лид затянулся. Он начался с описания того, что прошло уже давно - шесть лет назад, описал, что тогда случилось, вкратце что происходило за эти годы, и только потом перешел на настоящее время. Последнее предложение, опять же, началось с фразы: Корреспондент РР по заданию редакции - та же ошибка, что была в первых статьях. Не всем будет интересно, какой журналист, чей журналист и по чьему заданию он куда-то отправился. Всё это растянулось на громадные пять предложений, которые можно было написать и в начале статьи. Я бы определила его в тематический вид лида, хотя могу и ошибаться из-за громоздкости данного лида. Первый абзац текста перегружен информацией и может не заинтересовать читателя.

Следующий репортаж Привыкнут руки к топорам не стал начинать откуда-то с далёкого прошлого. Он сразу поставил перед фактом - кризис и что это такое. Следом идут три вопроса, которые актуальны для настоящего времени в обществе, что наталкивает на мысль о вопросительном виде лида. Они заставляют задуматься читателя, что для данной темы вполне подходит и не вызывает отторжения. Последнее предложение начинается с: Русский репортер выяснил - что вполне корректно. Несмотря на всё то, что я тогда и сейчас отторгаю возможность написать корреспондент выяснил или ещё что-то в этом роде, потому что не вижу смысла, то здесь данная фраза вполне подходит. Выяснить может кто угодно: школьник, работник, экономист и т.д. И поэтому именно в данной постановке, в данной конструкции лида следует указывать, кто выяснил то, о чём будет говориться в тексте.

Каждый номер Русского репортера выделяется многообразием жанров, не в меньших количествах видами лидов. Но самый распространённый здесь жанр - репортаж, и лиды к нему соответствующий: не голые факты, как в информационных материалах, а помогающие настроиться на атмосферу статьи, пускай даже громоздкость некоторых может напугать читателя.

Анализ лидовых частей из еженедельного журнала The New Timesǀ Новое время № 10 2015 года

Лид интервью Пусть это опасно, сколько проживу - столько проживу открывает читателям двух героев статьи, рассказывая их краткую историю-пояснение того промежутка жизни, о котором зайдёт речь.

Первое предложение, кажется, занимает большую часть лида. По крайней мере, половину точно. В нём рассказывается сухая информация: А что случилось? - причём в ней, благодаря вводным пояснениям, можно заплутать невнимательному читателю. Второе предложение, чуть меньше первого, рассказывает, кто такие эти герои и что произошло потом, в здании суда. Третье предложение объясняет вообще тему вопроса, точнее, показывает её, заканчиваясь фразой: выяснял The New Times. Не корреспондент данного журнала, а вообще сам журнал, вся его редакция. Корреспондент как-то больше нравился, но, возможно, это правило их устава, потому так глубоко изучать не буду.

В данном лиде есть элементы и сценического - благодаря сухому отражения короткого отрезка из жизни героев - и модифицированного. Потому определить его вид точно из вышеописанных в первой главе довольно сложно. В дебрях пояснений можно потеряться, но если сосредоточить внимание, то суть улавливается легко. Но внимание читателя не слишком зацепляет, его может заинтересовать только сама ситуация, сам вопрос, поставленный в конце. Возможно, что этот лид пытались сделать интригующим, но, на мой взгляд, получилось не очень.

Лид статьи Бизнес на фальшаке не столь перегружен информацией и вводными пояснениями, что облегчает дело читателю. Он затрагивает тему, которая, кажется, будет актуальна во все времена. С самого начала описывается ответы на вопрос что случилось? и кто? и продолжают раскрываться на протяжении всего лида. Три громоздких предложения не пугают своими размерами и не запутывают читателя, он логично построены и написаны хорошим языком. В лиде с элементами модифицированного вида изложены факты, но не так сухо, как это делают во многих информационных материалах.

В статье Подкидыши между свалкой и жизнью лид краток и ясен: два предложения, быстро рассказывающие когда?, что?, кто?, сухо и по делу. Это модифицированный лид с привычным уже для данного журнала полу-вопросом в конце, к которому даже придраться не за что. Но тема настолько актуальна для многих людей, что читатель не пройдет мимо и заинтересуется статьей.

Чем-то похожий на сценический лид статьи Мы - русские! С нами власть! описывает не столько место или героя, сколько поставленный перед читателем факт. Факт, а в данном тексте ещё и проблема, поставлен здесь прямо и без громоздких описаний, что не понять, о чём будет основной текст - невозможно. По крайней мере, и здесь придраться не к чему - всё логично и чётко, зацепляет взгляд читателя и даже несколько настраивает на атмосферу статьи.

Лид другой статьи: Теория и практика деофшоризации сложен. Наверное, его понять могут только те читатели, которые занимаются экономикой или хотя бы знают несколько определений из теории. Конечно, статья и написана, скорее всего, для деловых людей, но это не значит, что людям другой специальности тема не интересна. По крайней мере, лид отталкивает свои языком, в нём легко можно запутаться обычному читателю и потерять его интерес к статье. Будь язык попроще, то лид бы вышел прекрасным.

Лид к фоторепортажу Один в поле краток, хотя здесь можно было и расписать. Лид рассказывает о герое фоторепортажа вкратце, как бы про между прочим, видимо, чтобы обратить внимание на маленький кусок текст, идущий на другой полосе. По крайней мере, этот кусок текста есть, и в хорошо составленном ненавязчивом лиде придраться не к чему. Он состоит всего из двух предложений, на которых, в принципе, выложена вся суть фоторепортажа.

В отличии от Русского репортера, The New Times для меня было открыто совершенно недавно. Его статьи действительно больше подходят для тех людей, которые дорожат своим временем. Так написаны и лиды: кратко изложенные факты и ничего более - читателю предоставляется самому выбирать, интересно ему это или нет. Все лиды редко выходят за рамки трех предложений: они либо громоздки в своём объёме, либо малы и сухи. Только по лидам можно понять, что этот журнал для серьёзных людей, и он сильно отличается от Русского репортёра.

Анализ лидовых частей ежедневной газеты Metro №83 2015 года.

В отличии от рассмотренных выше журналов, газета Metro в некоторых новостных заметках и небольших информационных статьях не используют лид вообще. Им вполне хватает одного заголовка и последующего материала, сухо рассказывающие о том, что случилось, что происходит и что будет происходить. Если в газете и присутствует лид, то говорить о том, зацепляет или не зацепляет он взгляд читателя не стоит. Читатели берут эту газету, чтобы узнать последние новости.

Благодаря тому, что газета ежедневная, лид может спокойно обойтись без дат, и даже вставить формулировку вчера, сегодня, завтра. В лидах коротко пишут саму тему статьи, так что читателю не стоит искать двойного дна или задаваться лишними вопросами. В некоторых случаях приводится небольшая статистика или цитата, но на этом всё и заканчивается. Присутствующие лиды точно попадают в модифицированный подвид лида.

Ежедневная газета Metro имеет и совсем маленькие новостные заметки. Ей не нужен лид, чтобы зацепить взгляд читателя именно на этой статье или ввести в информационную среду. Чаще всего, читатель уже знает о случившемся, к примеру, вчера из Интернет-источников, и лид лишь будет мешать.

Заключение

Первый абзац текста, иначе - лид, своеобразен. Его необязательно писать в таких ежедневных газетах, как Metro. Не все используют совет: только три-четыре предложения, а то и меньше. Лид - это такая же часть текста, которая несёт на себе ответственные задачи и функции, и одновременно это - самая сложная в построении часть текста.

Рассмотренные в данной работе виды лида не означают, что они только одни. Журналист сам придумывает то, как начать ему свой текст. Это не зависит от жанра, самой темы или чего-то ещё. Журналист придумывает свой стиль написания, который отражается в первых предложениях.

Подводя итоги, могу сказать, что в данной статье лид раскрыт одновременно и полностью, и обобщённо. Как говорилось ранее, все виды лида описать невозможно, и вряд ли кто-то опишет. Сравнены лид и заголовок. Задачи и функции лида рассмотрены со всех сторон и раскрыты. Даны небольшие советы по написанию лида. На этом основана теоретическая часть.

Рассмотрены три разных издания. В зависимости от их типов менялись и способы написания лида, и одновременно они были чем-то схожи. Они не были написаны из одного шаблоны: во многих статьях вид лида было невозможно точно определить. Это в очередной раз доказывает, что каждый лид индивидуален и разнообразен.

Анализировать какую-то правильность лида можно только по выполнению им задач и функций, заложенные в основания лида.

Список литературы

1. И.И. Саченко Средства массовой информации США: творческие методы и приёмы написания новостей. Часть 1;

2. Рэндалл Д. Универсальный журналист;

3. Огибалина В.М. Конспекты занятия кружка Юный журналист: http://teacher.ts6.ru/konspekti_zanyatiy/konspekt_zanyatiya_kruzhka_uniy_zhurnalist_lid.html

4. Отделение журналистики ТюмГу: http://media.utmn.ru/pages.php?pid=42cid=39

5. Колесниченко А.В. Практическая журналистика, учебное пособие, 2008 год

6. GENEFIS.RU: http://genefis.ru/view.php?id=27

7. Международная научно-практическая конференция Личность - слово - социум: http://pws-conf.ru/studentam/rol-i-vidi-gazetnih-zagolovkov/7653-lid-kak-chast-zagolovochnogo-kompleksa-pechatnih-smi.html



[1] Колесниченко А.В. Практическая журналистика

[2] Сайт отделения журналистики ТюмГу

[3] Сайт международной научно-практической конференции Личность - слово - социум

 

Комментарии
Отправить
Свяжитесь с нами

Чтобы получить консультацию наших экспертов, свяжитесь с нами удобным для вас способом, заполнив форм справа, позвонив по телефону:

(495) 999-02-56

или отправив нам письмо на адрес:

kopiraiting.com@gmail.com

Не забудьте рассказать о вашей компании, цели проекта, имеющихся наработках и оставить свои контактные данные.

Отправить