Вход для клиентов
Вход для клиентов
Регистрация
Нас рекомендуют
А.А. Третьяков
АО "Тройка-Д Банк"
Сидоров Т.В.
ген. директор ООО "ДСС Медиа Групп"
С.И. Воробьёв
АО "ВОКБАНК"
Талаш А.А.
Генеральный директор группы компаний РосКо, к.э.н.
Егоров Виталий
директор ООО "ПАЛИТ-РА" it-palitra.ru
Ахметов И.Р.
директор akhmadi-invest.com
Подтыкан Я.А.
директор GM-Lab., проект yavshoke.net
Комарцова Мария
редактор ИА "Бел.Ру"
Бузенкова Мария
директор Domnatamani.ru
Дроздов Вадим
директор importkama.ru
Сергей Вачиков
ООО еКузбассРу
Смирнов Константин, директор
ООО «ФАРМ-ЭКСПРЕСС1»
Занис А.Л.
ген. директор ООО "Веб-Сторс"
Наталия Захаренко
ген. директор ООО "МЦС"
Подробнее
Наши клиенты
Подробнее

Особенности использования традиционных жанров на страницах футбольных Интернет-СМИ

В журналистике давно существует система уже устоявшихся жанров. Как утверждают Калмыков А.А. и Коханова Л.А., жанр - это та форма, в которой представляется читателю подготовленный материал. Разнообразие этих форм адекватно разнообразию самой действительности, что обеспечивает полноту ее отражения СМИ. Термин жанр происходит от французского genre, что означает род, вид. Впрочем, исходное значение не помогает прояснить, что такое жанр, так как в нем смешиваются родовидовые характеристики, по которым классифицируются произведения журналистики, - заявляют они.[1]

При этом исследователь А.А. Тертычный в своем работе Жанры периодической печати утверждает, что жанровые различия существуют объективно и уже поэтому могут быть подвергнуты анализу. Тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как жанр, существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления, - замечает он.[2]

Проще говоря, под жанром подразумевается форма организации текста для решения творческой задачи. Причем именно содержание, фактология, целевая установка автора определяет направление, форму, смысл, а в широком смысле - жанр.

При этом нельзя не согласиться с утверждением Петровой Н.Е., что субъективные смыслы организуют весь текст в самых разных жанрах СМИ. Объективные же, информирующие о событиях реальной действительности, часто подчиняются субъективным смыслам и, в конечном счете, служат лишь для аргументации справедливости авторской позиции. Современные СМИ не только информируют читателей, сколько интерпретируют происходящее в обществе. Главное - заявить и доказать свое мнение, отразить свой взгляд на излагаемые факты, - констатирует Петрова.[3]

В.В. Ворошиловым в свою очередь предоставляет правильное деление жанров на три подгруппы - информационные, аналитические и художественно-публицистические. Причем сам исследователь утверждает, что эти жанры не отделены друг от друга жесткими границами.[4]

Итак, к информационным жанрам относят: новость, заметку, интервью, беседу, репортаж, отчет. К аналитическим - корреспонденцию, рецензию, реплику, публицистический комментарий, статья. К художественно-публицистическим - очерк, фельетон, памфлет. Однако перечисленные жанры подходят в основном традиционным СМК. В Интернет-СМИ этот список заметно сокращается, особенно на спортивных порталах.

Аудитория футбольных порталов в основном представляет собой средний класс со средним образованием. Поэтому применение художественно-публицистических жанров в футбольной журналистике неактуально. Максимум может быть использован очерк. Причем текст должен быть написан предельно понятным и доступным языком. Естественно, любой материал, несмотря на жанровую принадлежность, должен быть актуальным, злободневным и иметь общественное значение.

Самыми популярными жанрами в футбольных Интернет-СМИ являются заметка, комментарий, репортаж и интервью. Последнее предоставляет широкие возможности для корреспондента. В футбольной журналистике существуют информационные интервью; где отсутствует аналитическая составляющая; портретное интервью, где главной целью является раскрытие личности; экспертное интервью, где важно мнение компетентного специалиста по поводу определенной темы; а также блиц-интервью, включающее в себя несколько вопросов. Причем, как показывает практика, последняя разновидность этого жанра чаще всего используется в футбольных Интернет-СМИ, поскольку большие интервью редко дочитываются до конца, если только это не материалы известных авторов.

В общем, средний объем современного интервью в Сети составляет порядка 15 тысяч знаков. В самом тексте приветствуется наличие большого количества лаконичных подзаголовков, чтобы привлечь внимание реципиента, поскольку в основном читатель с особым интересом читает два-три вопроса, после чего вскользь просто пробегается глазами, где его внимание могут привлечь как раз подзаголовки. Причем эти первые вопросы не должны быть из разряда: Каковы ваши планы? Такие вопросы сразу говорят о посредственности этого материала. Тем не менее, подобного рода вопросы необходимо задавать, но лишь для того, чтобы разговорить собеседника, но в свой материал его слова можно вставлять лишь при очень интересном ответе. При этом вопросы в интернет-интервью не обязательно должны быть краткими. Скорее, наоборот, корреспондент в своем вопросе должен предоставить читателю возможность получить всю фактическую информацию.

При этом все равно рекомендуется избегать вопросов, на которые может последовать односложный ответ. Эту очевидную вещь констатирует самый известный в мире интервьюер Ларри Кинг в своей книге Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. Также известнейший американский ведущий дает еще один незамысловатый совет каждому интервьюеру: Выработанное мною главное правило ведения разговора таково: я ничего не узнаю, когда говорю сам. Нет истины более очевидной: что бы я ни сказал, это ничему меня не научит. Значит, если я хочу побольше узнать, у меня есть только один путь - слушать.[5]

Плюсом интервью в Интернет-СМИ является возможность публикации не только в печатном виде, но и в аудио- и видеоформате. При этом реципиент имеет шанс понять интонацию и тон спикера. Самой популярной формой написания интервью в Интернет-СМИ является разговор по телефону, что является оперативной возможностью отреагировать на что-то произошедшее. Такие интервью не бывают продолжительными, и качество конечного текста будет значительно хуже, чем текст, который сделан при живом общении.

Алексеев К.А. и Ильченко С.Н. объясняют популярность интервью его гуманистической направленностью, ориентацией на человека. Одним из ведущих жанров спортивной журналистики интервью делает его личностная направленность, ориентация на субъект; любое интервью с ярким тренером, спортсменом может стать не только разговором о спорте, но и превратиться в психологическое исследование, эмоциональную зарисовку, представляющую читателям наглядный образ человека, - говорят исследователи.[6]

Кодола Н.В. резюмирует, что интервью представляет собой жанр, для которого характерно соотнесение суждений, обобщений собеседников с непосредственной действительностью, а также ему свойственно точное определение лица, которое станет авторитетным источником сведений, суждений, представляющих интерес для широкой общественности.[7]

Другим популярным жанром в футбольных Интернет-СМИ является жанр комментария, который выступает в качестве краткого анализа, где на первый план выходит прогноз и оценка. Самым распространенным является формат комментарий эксперта, который как раз пишется в основном посредством телефонного разговора. Это занимает порядка двух-трех минут, что составляет максимум две тысячи знаков. В данном случае под комментарием подразумевается какая-то реакция, развитие темы. В основном именно комментарии составляют ленты футбольных Интернет-ресурсов. Для примера можно привести заявление президента ФИФА Йозефа Блаттера, сделанное 2-го июня, о том, что он уходит с занимаемого поста[8] на фоне расследований о правомерности предоставления России возможности проведения чемпионата мира 2018 года. Очевидным будет комментарий, то есть реакция, министра спорта РФ Мутко и исполняющего обязанности главы РФС Симоняна на эту тему, поскольку именно Блаттер поддерживал российскую заявку.

Именно комментариями отрабатываются и футбольные матчи. Уже по окончании определенной встречи журналисты в смешанной зоне (специально оборудованное пространство стадиона для организации общения аккредитованных СМИ с участниками матча после его окончания [9]) или на пресс-конференции имеют возможность задать несколько вопросов участникам события, чтобы донести до читателя мнения и видение игры или определенных моментов матча.

Естественно, основой футбольной Интернет-журналистики являются новостные заметки, которые должны быть небольшими по объему (два-три абзаца) и отвечать на вопросы что, где, когда, почему, зачем. Причем в качестве заметки выступает не только новость о результате - Зенит обыграл Локомотив со счетом 1:0, но информация, предоставленная официальным лицом. В основном на подобных материалах специализируются информационные агентства: Р-Спорт и ТАСС. Для примера приведем следующую заметку: Тосно примет Ростов в Тихвине в домашнем стыковом матче за право участвовать в РФПЛ в сезоне-2015/16, заявил агентству Р-Спорт генеральный директор футбольного клуба из Ленинградской области Вячеслав Матюшенко.[10] Причем для создания подобных материалов достаточно односложных, но утвердительных ответов спикера, которые всегда можно перевести в косвенную речь. Однообразие подобных новостей и заштампованность речи корреспондентов служит серьезной преградой для профессионального развития. Это рутинные формулы, которые нравятся тем, что они понятны и привычны, как давно обносившаяся одежда, - дают такое сравнение Алексеев К.А. и Ильченко С.Н. [11] Подобные заштампованные материалы выходят в основном на лентах информагентств, где установлен жесткий формат. Оправдать создание подобных однообразных новостей можно необходимостью оперативного выпуска материала. К слову, информагентства часто используют жанр биографическая справка.

Аналитические жанры не пользуются большим спросом у футбольных Интернет-корреспондентов. Это можно объяснить следующим образом: во-первых, далеко не все журналисты насколько компетентны, а во-вторых, создание хорошего материала занимает много времени, что может помешать в работе с текучкой. Среди самых известных обозревателей стоит выделить Рабинера, Егорова, Дудя и Левина. Именно на отсутствие аналитики, разговора о самой игре и ее тонкостях непосредственно жалуются футбольные деятели. Тем не менее, жанр репортажа занимает большое место и в Сети. Неслучайно именно репортаж считают самым популярным жанром в журналистике. Очевидно, что именно репортаж позволяет отразить всю динамику и накал события, донести до читателя весь антураж, ведь характерным признаком репортажа является эффект присутствия. Автор в таких случаях старается передать все факты: реплики футболистов, атмосферу на трибунах, а также в материале обозначает журналистское я, что отражается и на общем стилистическом тоне, и на отборе лексики, и на синтаксическом строе репортажа.[12] Небольшие репортажи с мероприятий выходят на всех перечисленных нами порталах. Более того, Алексеев К.А. и Ильченко С.Н. отмечают, что текстовую онлайн-трансляцию, которая ведется практически на всех сайтах, тоже следует причислить к репортажу.[13] Тем не менее, на практике репортаж зачастую неумышленно превращается в информационный доклад, отчет. Это опять же вопрос к некомпетентности.

Каждое футбольное Интернет-СМИ старается, чтобы на его страницах велись блоги, которые никогда не считались журналистским жанром. Тем не менее, с развитием Интернета стремительно развиваются блоги, которые есть у всех самых влиятельных футбольных журналистов - Алексея Андронова, Василия Уткина, Александра Шмурнова и других. И именно в блогах ярко высказывается авторская позиция, на которую реагирует читатель. При этом возможность вести блог есть у каждого пользователя Интернета. Так на Sports.ru в отдельном разделе Блоги и Советском спорте в разделе Народная газета публикуются лучшие присланные работы. В основном эти авторы гонятся за количеством просмотров. Эту ситуацию можно сравнить с оценкой видео на Youtube - если видео собрало большое количество просмотров, то оно хорошее, но что там отражено Вряд ли это что-то хорошее и поучительное. Крайне отрицательное отношение к блогерам неоднократно высказывал комментатор НТВ-Плюс Футбол Георгий Черданцев. Блогеры едят хлеб журналистов безнаказанно. Если у тебя нет диплома о журналистском образовании, ты - пустое место. Интернет вообще психологическая клоака и сливной бачок для негативных мнений, - такими еще цензурными высказываниями в адрес блогеров известен Черданцев.[14] Как минимум этот журналист весьма категоричен в своих высказываниях.

При этом стоит отметить, что на многих футбольных Интернет-сайтах допустимо использование нелитературных слов, а в блогах и вовсе используются нецензурные выражения. Такую особенность современных российских СМИ констатирует Петрова. Одна из основных черт - демократизация публицистического стиля и расширение нормативных границ языка массовой коммуникации. Очевидными являются процессы расшатывания литературной нормы русского языка, - замечает исследователь.[15] Таким образом, свобода слова, закрепленная в Конституции РФ, в российских СМИ имеет своего рода отрицательный эффект.

Если обратиться к Закону О государственном языке РФ в качестве языка СМИ выступает именно государственный язык, а им является только литературный язык. К сожалению, этим требованиям в футбольных Интернет-СМИ следуют лишь информационные агентства. При этом Кормилицына М.А указывает на следующее: Язык СМИ зависит и еще от одного свойства СМИ - их обязательной злободневности. Передаваемая ими информация, оказываемое ими воздействие актуальны сегодня. Старые газеты интересны только специалистам, изучающим историю страны, города, языка того времени, поэтому журналист всегда в цейтноте.[16]

Также отрицательным явлением в футбольных Интернет-СМИ является большое количество орфографических и пунктуационных ошибок, поскольку материалы на некоторых сайтах перед публикацией не проходят проверку редакторами, которые наряду с корреспондентами являются важнейшим механизмом в производстве новостей.

Таким образом, мы пришли к выводам, что в российском футболе есть четко выстроенная система управления, которая как общественная организация подчиняется государству в лице министерства спорта РФ. Во-вторых, выяснили, что каждый футбольный Интернет-портал имеет свои особенности и направления деятельности, в строгих рамках которых выполняет свои обязанности каждый корреспондент. Кроме того, мы проанализировали функционирование основных жанров в спортивной сетевой журналистике, придя к заключению, что репортаж, новостная заметка и комментарий являются самыми востребованными жанрами в футбольных Интернет-СМИ.


[1] Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика, М.: Юнитидана, 2005, с. 135

[2] Тертычный А.А. Жанры периодической печати // М.: 2000, с. 3

[3] Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии // М.: ФЛИНТА: Наука, 2014, с. 57

[4] Ворошилов В.В. Журналистика / М.: Кнорус, 2015, с. 187

[5] Ларри Кинг при участии Билла Джилберта. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. М.: Альпина Паблишер, 2015, с. 31

[6] Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика: учебник для магистров // М.: Юрайт, 2014, с. 264

[7] Кодола Н.В. Кодола, Интервью: Методика обучения. Практические советы: Учебное пособие для студентов вузов // М.: Аспект Пресс, 2012, с. 10

[8] http://tass.ru/sport/2013996

[9] Регламент СОГАЗ-Чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-лиги сезона 2014-2015 гг. // Москва, 2014, с 5

[10] http://rsport.ru/football/20150530/835783655.html

[11] Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика: учебник для магистров // М.: Юрайт, 2014, с. 274

[12] Кайда Л.Г. Стилистические ресурсы современного спортивного репортажа // Спорт в зеркале журналистики / сост. Г.Я. Солганик. М.: 1989, с. 111

[13] Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика: учебник для магистров // М.: Юрайт, 2014, с. 263

[14] http://sport.rbc.ru/article/255106/

[15] Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии // М.: ФЛИНТА: Наука, 2014

[16] Кормилицына М.А. Язык СМИ, учебное пособие // М.: Флинта, 2015, с. 9

Комментарии
Отправить
Свяжитесь с нами

Чтобы получить консультацию наших экспертов, свяжитесь с нами удобным для вас способом, заполнив форм справа, позвонив по телефону:

(495) 999-02-56

или отправив нам письмо на адрес:

kopiraiting.com@gmail.com

Не забудьте рассказать о вашей компании, цели проекта, имеющихся наработках и оставить свои контактные данные.

Отправить