Вход для клиентов
Вход для клиентов
Регистрация
Нас рекомендуют
А.А. Третьяков
АО "Тройка-Д Банк"
Сидоров Т.В.
ген. директор ООО "ДСС Медиа Групп"
С.И. Воробьёв
АО "ВОКБАНК"
Талаш А.А.
Генеральный директор группы компаний РосКо, к.э.н.
Егоров Виталий
директор ООО "ПАЛИТ-РА" it-palitra.ru
Ахметов И.Р.
директор akhmadi-invest.com
Подтыкан Я.А.
директор GM-Lab., проект yavshoke.net
Комарцова Мария
редактор ИА "Бел.Ру"
Бузенкова Мария
директор Domnatamani.ru
Дроздов Вадим
директор importkama.ru
Сергей Вачиков
ООО еКузбассРу
Смирнов Константин, директор
ООО «ФАРМ-ЭКСПРЕСС1»
Занис А.Л.
ген. директор ООО "Веб-Сторс"
Наталия Захаренко
ген. директор ООО "МЦС"
Подробнее
Наши клиенты
Подробнее

Языковая картина мира

Понятие картины мира является одним из значимых понятий, раскрывающих природу человека и его существования, отношения с миром, а также основных условий его жизни. Картины мира разных народов отличаются друг от друга, так как у каждого народа свое видение мира и представление о нем.

Термин картина мира можно встретить в различных областях естественных и гуманитарных наук. В современной науке данный термин играет важную роль, поэтому необходимо его точное определение. Свободное толкование этого понятия приводит к недопониманию между представителями различных дисциплин, разногласию в описании картины мира. Данное понятие широко используется в лингвистике и культурологии, что предопределяет важность изучения этого термина.

В разных отраслях науки можно встретить такие термины как физическая картина мира, религиозная картина мира, научная картина мира, культурная картина мира, концептуальная картина мира, поэтому в широком смысле картина мира (далее КМ) - комплекс основных понятий и сведений о мире в какой-либо науке.

В более узком смысле КМ понимается как исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека и являющийся результатом всей духовной активности человека. Понятие КМ основывается на исследовании представлений человека о мире. Если мир - отношения между человеком и средой его обитания, то КМ - итог переработки сведений о среде и человеке.

Термин КМ был введен в конце 19 - начале 20 вв. австрийским философом и логиком Людвигом Витгенштейном. Одним из первых, кто начал употреблять данный термин, был Г. Герц. Он рассматривал физическую картину мира и понимал ее как совокупность внутренних образов и внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов.

В языкознании понятие КМ появилось во второй половине 20 века и связано с такими именами как Ю.Д. Апресян, А.А. Залевская, Г.В. Колшанский, Б.А. Серебренников. Несмотря на это мысль о том, что язык является средством толкования окружающего мира, что языки разных народов демонстрируют разное представление о мире, была высказана в начале 19 века В. фон Гумбольдтом. Он считал, что язык выражает жизнь народа, а также раскрывает историю его культуры как материальной, так и духовной. Исследователь выступал за взаимосвязь между духовной оригинальностью народа и строением языка, на котором он говорит. Он полагал, что язык - одно из тех явлений, которые стимулируют человеческую духовную силу к постоянной деятельности.

В современной лингвистике широко используется понятие языковая картина мира (далее ЯКМ), которое ассоциируется с именем Лео Вайсгербера, немецким языковедом и лидером неогумбольдтианского направления. Он создал свою теорию ЯКМ на основе исследований В. фон Гумбольдта. Лео Вайсгербер сделал вывод, что словарь любого языка состоит не только из комплекса языковых знаков, но и из определенного набора мыслительных средств, которыми обладает человеческая общность. По мере того, как пополняется словарный состав носителя языка, все представители языковой общности познают эти мыслительные средства. Можно отметить, что любой язык наделяет свои понятия определенной картиной мира, чтобы каждый человек смог постичь ее. Ученый писал, что язык позволяет человеку объединить весь опыт в единую картину мира и заставляет его забыть о том, как раньше, до того, как он изучил язык, он воспринимал окружающий мир. Изучение ЯКМ дает возможность проанализировать проблему взаимодействия языка и окружающей человека действительности, а также непростой процесс толкования человеком реальности.

Язык - значимый компонент любой картины мира. Он отражает менталитет народа, его общественный строй, взгляды на жизнь и, что более важно, его культуру. Язык сохраняет накопленный народом социокультурный опыт, который является самым главным и эффективным способом развития следующих поколений его носителей. Более того, язык играет существенную роль в формировании и закреплении представлений человека о мире.

Проблема язык - культура является одной из важных в языкознании. Ее исследование достигло больших результатов в 20 веке, когда стало возможным раскрыть связь между языком, культурой и мышлением. Каждый народ имеет особенную национальную культуру, которая сохраняется и передается из поколения в поколение посредством языка. Устойчивую КМ создают представления о различных событиях, явлениях и предметах, с которыми человек неоднократно сталкивается. В.А. Маслова утверждает, что именно эта КМ является источником формирования различных культурных стереотипов. Деятельность человека обладает своеобразными и универсальными чертами, поэтому проблема исследования КМ взаимосвязана с национальной оригинальностью и характерными признаками того или иного языка.

Толчком для дальнейшего изучения взаимосвязи языка, культуры и мышления стала гипотеза Сепира - Уорфа, которая послужила материалом для современного подхода к исследованию этой проблемы. Она состоит в том, что язык представляет собой основу той КМ, которая непосредственно возникает у любого человека и упорядочивает огромное количество предметов и явлений окружающей нас действительности. Кроме того, американские лингвисты утверждают, что люди видят мир по-разному - сквозь призму своего родного языка, что язык - это не просто инструмент для воспроизведения мыслей, он сам формирует наши мысли. Главные положения данного подхода:

1) язык является одним из компонентов культуры, которая передается из поколения в поколение;

2) язык - главное средство, с помощью которого народ познает культуру;

3) язык - значимое явление культуры, поэтому ее осмысление может осуществляться только с помощью естественного языка.

Человек, являясь носителем языка культуры, воспринимает и постигает окружающую действительность с помощью органов чувств, при этом он строит свой образ мира, который осознается в понятиях, взглядах и умозаключениях. Отсюда следует, что связующим звеном между реальным миром и языком является мышление.

ЯКМ является сложным явлением, поэтому разные ученые и лингвисты определяют ее по-своему. Г.В. Колшанский полагает, что ЯКМ - совокупность знаний о мире. По мнению А.А. Зализняка, ЯКМ - совокупность представлений об окружающей действительности, которая исторически сформировалась в обыденном сознании языкового сообщества и которая выражена в языке [7, с. 248]. В.А. Маслова придерживается мнения, что ЯКМ - совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике, фразеологии, грамматике. Этот комплекс представлений об окружающей действительности, помещенных в семантику различных слов и оборотов речи данного языка, образует систему убеждений или установок. Представления, которые составляют КМ, являются частью семантики слов в скрытом виде. Человек верит им без размышлений, часто даже не обращая на это внимание. Употребляя слова, которые содержат скрытый смысл, человек признает заключенное в них видение мира. С другой стороны, смысловые элементы, включенные в семантику слов и выражений в качестве естественных утверждений, могут стать предметом разногласия между разными носителями языка, поэтому они не являются частью общего запаса представлений, который образовывает ЯКМ.

Любой язык демонстрирует определенный способ понимания и устройства мира. Проявляемые в языке значения образовывают некий комплекс взглядов, который оказывается общим для всех носителей языка. Присущий одному языку способ понимания и устройства мира в какой-то степени универсален, однако в большей мере обладает национальными специфическими признаками. Отсюда следует, что представители разных народов, говорящих на разных языках, могут воспринимать реальный мир, окружающую действительность неодинаково. Это значит, что владение языком подразумевает умение по-другому расценивать действительность, выраженную в языке, т.е. воспринимать иную ЯКМ.

При сравнении различных ЯКМ выявляются сходства и различия между ними. Важно заметить, что представления, образующие КМ, выражаются неявно. Используя разные слова, выражения, человек инстинктивно принимает заключающееся в словах представление о мире. Кроме того, существует множество факторов, которые определяют расхождения в ЯКМ разных народов. Среди них можно выделить: 1) условия жизни людей; 2) различного рода нормы и ценности; 3) уникальный познавательный опыт народа.

ЯКМ обуславливает форму отношения человека ко всему, что его окружает (животным, птицам, природе в целом). Она устанавливает нормы поведения человека и формирует его отношение к миру. ЯКМ человека складывается на протяжении всей жизни, начиная от довербальной стадии. Далее осуществляется вербализация результатов постижения и накопления сведений о мире. Индивидуальная КМ каждого человека может изменяться с течением времени.

ЯКМ создается всеми носителями языка. Каждый индивидуум должен выражать свои мысли, опираясь на эту коллективную КМ. Более того, в центре ЯКМ всегда располагается человек и все, что тесно с ним связано. Как утверждает Э. Бенвенист, язык создан по мерке человека, и этот масштаб запечатлен в самой организации языка, в соответствии с ним язык и должен изучаться.

Для того чтобы полностью раскрыть понятие ЯКМ, необходимо сравнить ее с другими КМ, определить черты, которые отличают их друг от друга. В современной науке строго дифференцируют ЯКМ и концептуальную картину мира (далее ККМ). ККМ богаче языковой и представляет собой более сложное явление. Она может различаться в зависимости от пола, возраста, сферы деятельности или принадлежности к различным социальным группам людей. По мнению А.С. Герда, концептуальная модель мира складывается из групп и классов понятий. Несмотря на различия, ЯКМ и ККМ находятся в тесном взаимодействии и не могут существовать друг без друга. ЯКМ изображает модель окружающей действительности с помощью языковых средств, а ККМ описывает модель мира, построенную на основе чувств и памяти человека. Без связи с ККМ язык не смог бы выполнять коммуникативную функцию. Он раскрывает смысл ККМ с помощью слов, организовывая их в речь. Как пишет Ю.Д. Апресян: каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и концептуализации мира.

Интерес также представляет взаимосвязь ЯКМ и научной картины мира (далее НКМ). Согласно Б. Уорфу, обе КМ являются системами анализа окружающего мира. Следовательно, ЯКМ и НКМ связаны с моделированием мира. Кроме того, они создаются только языковыми сообществами, формируются изначально в общественном сознании, а затем изменяются в сознании каждого представителя данного сообщества. Разница между двумя картинами состоит в том, что ЯКМ - результат действий носителей языка, она раскрывает обыденное сознание, содержится в языке сообществ, которые раскрывают его специфические черты и особенности. НКМ - продукт деятельности исследователей, она показывает научное сознание, содержится в определенном комплексе научных знаний.

Особенности любой культуры отражены в культурной картине мира, которая создается в процессе зарождения и существования самой культуры. Культурная картина мира является комплексом знаний и представлений о мировоззрении, нормах, привычках, ценностях и менталитете как собственной, так и чужой культуры. Все это подчеркивает индивидуальность и исключительность каждой культуры и позволяет отличить одну культуру от другой. ЯКМ показывает реальность с помощью культурной картины мира, которая богаче и глубже языковой.

Таким образом, можно сказать, что язык не только является средством передачи сообщения, но и служит для формирования знаний о мире. В ЯКМ входят сведения, которые закреплены в лексике, грамматике, фразеологии. ЯКМ уникальна для каждого народа и связана с другими КМ, но именно она подчеркивает самобытность народа и его жизни.

Комментарии
Отправить
Свяжитесь с нами

Чтобы получить консультацию наших экспертов, свяжитесь с нами удобным для вас способом, заполнив форм справа, позвонив по телефону:

(495) 999-02-56

или отправив нам письмо на адрес:

kopiraiting.com@gmail.com

Не забудьте рассказать о вашей компании, цели проекта, имеющихся наработках и оставить свои контактные данные.

Отправить